В мире электронной коммерции существует два основных метода отгрузки товаров — FBO (Fulfillment by Owner) и FBS (Fulfillment by Store). Оба подхода имеют свои преимущества и недостатки, и выбор между ними может существенно повлиять на эффективность вашего бизнеса. Окунемся в мир Fulfillment by Owner и Fulfillment by Store, разгадаем их суть, выявим различия, выясним преимущества и недостатки.
При FBO продавец отправляет свои товары на склад маркетплейса, где они обрабатываются и доставляются покупателям. После этого важно следить за остатками товаров, чтобы всегда было наличие, но отслеживание новых заказов будет осуществляться маркетплейсом.
Преимущества FBO:
— Экономия времени за счет обработки заказов маркетплейсом. Продавцу не нужно тратить время на обработку заказов, и он точно не пропустит новый заказ.
— Быстрая доставка благодаря наличию товаров на складе площадки.
Если товар находится на складе маркетплейса, то обычно площадка гарантирует покупателю доставку как минимум на один день быстрее, чем если товар отправляется со склада продавца.
— Товары выше выдаются в поиске. Если смотреть первые строки в выдаче, практически все товары среди них — те, которые хранятся на складе маркетплейса.
По схеме FBO есть возможность отправить товары в другой регион через ближайший транзитный склад или распределительный центр. Это может потребовать оплаты, например, на Wildberries необходимо оплатить доставку с транзитного до конечного склада.
Минусы FBO:
— Необходимость оплаты за хранение на складе. Для недорогих товаров, таких как ручки и резинки для волос, это может быть неэффективным с точки зрения издержек. Однако на платформе Ozon есть возможность бесплатного хранения, позволяющая продавать товары через их распределительный центр. Платформа указывает, какие товары в данный момент востребованы, а затем распределяет их между складами. Если выполнить такие «заказы» от Ozon, то не придется оплачивать хранение.
— Склады есть не в каждом городе. Склады, на которые принимают товары для хранения или для транзита, обычно есть только в крупных городах. Возможно, поставку придется везти в другую область.
— Ограничения по отгрузке товаров из-за загруженности складов. Иногда маркетплейсы не могут принимать новые товары из-за загруженности складов. Нужно успеть оформить поставку заранее и забронировать время для отгрузки — такие окошки называют слотами. На некоторых складах свободных слотов может не быть долго. Если товары уже заканчиваются, придется везти новую партию на другой склад — иначе карточка товара опустится в рейтинге.
Как совмещать FBO и FBS
Продавцы могут совмещать две самые популярные модели сотрудничества — FBS и FBO. Этот способ актуален для всех площадок (таких как: Ozon, Wildberries, Яндекс.Маркет, МегаМаркет, KazanExpress.)
Например, товары с высокой оборачиваемостью поставлять по схеме FBO, чтобы они всегда были на складе маркетплейса и быстро приходили покупателям, а остальные — хранить у себя и поставлять по FBS.
Использовать две схемы сразу выгодно. Если поставка еще не поступила на склад маркетплейса, можно не терять продажи и отправлять заказы по FBS. Но при сочетании схем нужно быть всегда готовым отправить товар со своего склада — если покупатель из региона, где нет склада площадки, сделал заказ, его нужно будет отправлять по FBS.
Подведем итог
Когда стоит работать по схеме FBO: продавцам, продающим товары с высоким оборотом; поставщикам, не имеющим своего склада; продавцам, не имеющим возможности организовать собственную службу доставки или привлечь подрядчиков; продавцам, желающим работать с покупателями из различных регионов, в которых есть доставка интернет-магазина; селлерам, поставляющим товары, соответствующие требованиям конкретных маркетплейсов.
Не подойдёт такая модель: если спрос на товар не проверен; при реализации товара с низким оборотом, так как расходы на хранение на стороне площадки могут привести к потере финансов; производителям товаров, которые не принимаются на хранение по правилам платформы; при продаже дорогой продукции, брендов и товаров премиум-класса.
Для оценки эффективности выбора схемы по FBO важно учитывать все сборы маркетплейса и просчитать юнит-экономику. (Подробнее о юнит-экономике для маркетплейсов в другой нашей статье).
Другие ссылки:
Схемы работы маркетплейсов
FBS для Озон
FBS для Wildberries
FBS для Яндекс Маркета
FBS для МегаМаркет